Новая концепция ледокольной проводки по Севморпути будет представлять собой виртуальный мост, работу которого будут обеспечивать несколько ледоколов. Для этого к 2030 году Россия планирует построить дополнительно шесть ледоколов. Об этом рассказал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в интервью «Интерфаксу».
Вопросы развития Севморпути обсуждались в том числе на совещании по развитию Арктики, которое прошло у президента Владимира Путина. В частности предлагается изменить старую схему ледокольной проводки судов, заменив ее на более мобильную.
«Была принята концепция ледокольной проводки, которая представлена в виде виртуального ледокольного моста. Мы не будем использовать типичное представление проводки по арктическому морю в форме каравана, когда ледокол ведет за собой цепочку кораблей из первоначального в конечный пункт. Теперь Севморпуть будет разбит на пять секций, на каждой из которых челночно работает мощный ледокол (или несколько). Ледоколы как диспетчеры передают морские суда из сектора в сектор, фактически сохраняя незамерзающим действующий морской канал», — пояснил Чекунков.
Для реализации предложенного варианта, необходимо, прежде всего иметь в распоряжении достаточный ледокольный флот, который сможет обеспечить проводку во всех секторах. По словам Чекункова, для этого в дополнение к уже строящимся четырем ледоколам («Урал» должен быть сдан в этом году, «Чукотка» — в 2024-м, «Якутия» — в 2026-м, флагманский «Лидер» будет сдан в 2027-м году) на совещании у президента было решено начать строительство еще шести атомных ледоколов и одного технологического судна. Построить суда намерены к 2030 году, на эти работы будет предусмотрено соответствующее финансирование.
Также для обеспечения перевозок по Севморпути планируется построить 55 грузовых судов ледового класса, в том числе 10 — для внутрироссийских перевозок. Как отметил Чекунков, если атомоходы будут строиться в России, то строительство грузового флота будет международная кооперация.
«Исключительно силами российских верфей дополнительно 55 судов ледового класса не построить. У нас уже идет хорошая кооперация с корейскими верфями в рамках судоверфи «Звезда», строятся газовозы. Китайские верфи выражают большой интерес к участию в этой работе«, — сказал он.
Кроме того, глава Минвосток развития сообщил, что сейчас строятся 16 судов, 13 вертолетов и новый большой расширенный центр министерства чрезвычайных ситуаций в Певеке, которые станут частью аварийно-спасательного флота и системы обеспечения безопасности. Дополнительно оценивается возможность строительства 30 аварийно-спасательных судов, чтобы обеспечить полное покрытие всей трассы, а также соблюдать регламентное время прибытия спасателей к судну в случае, если оно терпит бедствие. Всего на протяжении Северного морского пути планируется построить четыре новых аварийно-спасательных центра МЧС — в Сабетте, Диксоне, Певеке и Тикси.